00:31 

Литература: "Зеленый рыцарь" Айрис Мёрдок

Wild_Child**
The time is always now
«Зеленый рыцарь» Айрис Мердок, признаюсь, дался мне мучительно, - читала около двух месяцев, из которых основное время первые страниц 400 (всего около 700). Действие разворачивается крайне медленно. Сюжет строится вокруг библейской темы братоубийства – повзрослевший приемный сын своих родителей Лукас (старший) решает убить своего брата Клемента (родного и младшего в семье), но по роковой ошибке вроде как убивает другого человека. Далее невинно пострадавший воскресает (я до конца не поняла для себя было ли это балансирование на грани жизни и смерти или один, большой на всех глюк) и приходит к братьям, одержимый жаждой всеобъемлющего мщения. В действие оказывается вплетена семья подруги братьев – Луизы с тремя дочерьми, чьи имена, Сефтон, Мойра и Алеф, обращают нас к античной мифологии. Кроме них, есть еще ряд персонажей, более второстепенных, мною не понятых, им уделены довольно большие отрывки текста. Развитие сюжета и концовку рассказывать не стану (вдруг кто решится почитать). Роман называют интеллектуальным, наверное, его можно отнести к направлению постмодернизм, так как включен интертекст (параллели с другими произведениями, сюжетами, образами). Вся книга буквально набита ими, но, на мой взгляд, обилие таких символов, ключей не организует гармоничную ткань романа. Кроме того, идет мощная параллель со старинным английским произведением 16 века «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь», думаю, что изначально Мердок взяла за основу эту мифологическую историю, а братоубийство включила затем, что у психологического действия должна быть отправная точка (Мердок - писательница-психолог и философ). Получился какой-то неимоверный литературный винегрет. Я считаю, что это произведение не акт творческого вдохновения Мёрдок, а результат проработки интересного материала. Впечатление двойственное, с одной стороны меня таки восхищают некоторые ее находки, сцены, с другой стороны, их несвязность меня убивает.

Основные ошибки вижу следующие:
Затянуто начало. Не люблю такие произведения. Мне на них везет в последнее время, - недавно прочла «Музей невинности» Памука, там первые 100 страниц идет действие, а потом 500 – тягомотина, хотя местами и очень трогательная.
В этом, скажем так, начале введен ряд образов и персонажей, значение которых не ведет нас к разгадке ребуса, - вата.
Облом для интеллектуалов, - в конце книги Айрис разжовывает свой ребус, видимо для «широкого читателя», считаю это коммерческим моментом, опошляющим произведение.
Складный и скомканный хэппи-энд, как в американском кино.

Понравилось:
Атмосфера. Хорошо получилось дышать Лондоном. Кроме того, чувствовалось что-то средневековое, - то, что она хотела передать, отсылая нас к «Сэру Гавейну».
Использование цвета. Этот зеленый у нее – замечательный, очень аккуратно включала его то тут, то там, в целом у Мердок нет проблем с цветопередачей, передачей запахов, обстановки, благодаря этому можно понять и состояние героев, которые будут находиться в той или иной обстановке.
Мне понравился персонаж Питера Мира, - того самого убитого и воскрешенного. Интересный персонаж, аналогичного в других произведениях не встречала.
Жаль, что она решила выпустить роман именно в таком виде, на мой взгляд, предложенную тему можно было бы куда удачнее обыграть другой тканью.
В общем, момент разочарования присутствует. Меня ждет «Сон Бруно», а я думаю, - приступить или нет? Повезло мне, что я начала с «Черного принца», которого я читала взахлеб, жадно поглощая страницу за страницей, не выкинула бы ни слова из него. Блин, а что теперь делать с остальным?... Наверное стоит хотя бы почитать ее романы-номинаты на Букеровскую премию.



P.S. Проштудировала интернет по поводу первоисточника («Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»), вот это мне показалось действительно интересным, хитросплетенным произведением, наполненным яркими, живыми образами, динамично развивающимся сюжетом, средневековой интригой. Буду читать. Готова читать лишь за то, что рубиновое кольцо главной героини сравнивают с «огненным солнцем» (Fiery sun). По-моему, восхитительно!
P.P.S. То, что я здесь написала, не принижает Мердок как прекрасную писательницу и преподавателя (преподавала философию в Оксфорде). А еще мне ее очень жаль – она прожила 80 лет (1919-1999), страдала болезнью Альцгеймера и умерла в доме для престарелых в Англии.

@темы: Зарубежная проза, Не читать

URL
Комментарии
2010-11-26 в 13:30 

ЭлоиЗЗА
Если б не дала мне пинка,я бы этот пост пе решилась бы прочитать!
Облом для интеллектуалов - таки надо было как-то расширять свою читательскую аудиторию!
ох...вряд ли я ее что-то прочитаю,а говорят,Черный рыцарь-самое у нее философское произведение и самое сложное?

2010-11-26 в 13:46 

Wild_Child**
The time is always now
Мне кажется, во-первых да, расширила, а во-вторых может быть уже как-то исчерпала себя и болела, поэтому тяжело так вышло.
По поводу "Принца", - мне оно совсем не показалось сложным, читается на раз-два, пожираешь прям это роман, он очень трогательный, погружает, оставляет чувство сопричасности к чему-то общему для всех, к загадке. И сюжет такой вполне себе с виду обыденный, но не попсовый. По атмосфере напоминает чем-то "Давай поженимся" или "Кентавр" Апдайка. И цепляет. Это - и есть гений.

URL
   

Cien anos de soledad

главная